Ответы на поступившие вопросы

Вопрос 1: Обеспокоен трагическими событиями в Кемерово. Куда я могу оперативно сообщить о нарушениях требований пожарной безопасности и могу ли я участвовать в проверках пожарного надзора в качестве эксперта имея высшее техническое образование?

Ответ: О выявленных нарушениях требований пожарной безопасности на объектах города Москвы Вы можете сообщить в Главное управление по средством подачи обращения, направленного любым доступным способом по почте или в сети «Интернет».

Написать обращение на имя начальника Главного управления можно на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: www.moscow.mchs.ru, в разделе «Вопрос начальнику Главного управления».

Также, для оперативного информирования надзорных органов города Москвы о нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотрен «Телефон доверия» 8-495-637-22-22.

Дополнительно сообщаю, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» надзорными органами МЧС России к мероприятиям по контролю могут быть привлечены граждане, аттестованные в установленном порядке в качестве экспертов.

Порядок аттестации в качестве эксперта и предъявляемые квалификационные требования, изложены в приказе МЧС России от 25.07.2016 № 395 «Об аттестации экспертов, привлекаемых МЧС России к проведению мероприятий по контролю» (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.2016 регистрационный № 44350).

 

Вопрос 2: Могут ли служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления , направленные по электронной почте в электронном виде?

Ответ: В соответствии с ч. 3ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

 

Вопрос 3: При подаче документов на получении лицензии, в каких случаях можно получить отказ?

Ответ: Установлено 3 основания для отказа в выдачи лицензии:

1. Наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

2. Установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3. Наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии.

 

Вопрос 4: Обязаны ли уведомлять субъектов предпринимательской деятельности о проведении в отношении них проверки по соблюдению требований пожарной безопасности?

Ответ: О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Не уведомляются – в случае согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры при поступлении в орган надзора информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

 

Вопрос 5: Как учитываются при планировании проверок проведенная в отношении объекта защиты оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (НОР)?

Ответ: В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риску периодичностью.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденные путем независимой оценки пожарного риска (далее – НОР) учитываются надзорными органами только как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой (высокой) опасности.

На основании изложенного, в случае поступления в орган надзорной деятельности НОР до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты присваивается более низкая (высокая) категории риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки, с момента окончания последней плановой проверки, ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения класса его функциональной пожарной опасности.

 

Вопрос 6: В каких формах предусмотрено осуществление профилактических мероприятий?

Ответ: Деятельность надзорных органов МЧС России, направленная на осуществление мер по профилактике, предусмотрена в следующих формах:

а) правового просвещения, т.е. распространения знаний о правах и обязанностях граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения комплексной безопасности, способах реализации (выполнения) установленных обязательных требований и осуществляется в виде:

- размещения перечней и текстов нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов в области комплексной безопасности;

- обобщения практики осуществления государственного надзора с размещением в установленном порядке, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований и рекомендациями по мерам, которые должны приниматься в целях недопущения таких нарушений;

- обучение работников организаций мерам комплексной безопасности.

б) правового информирования, т.е. деятельности, направленной на доведение до граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации, касающейся обеспечения комплексной безопасности в виде:

- утверждения программы профилактики правонарушений, с учетом проводимых сезонных профилактических мероприятий;

- разработки и выполнения ежегодного плана-графика мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с программой профилактики правонарушений;

- информирования по вопросам соблюдения обязательных требований комплексной безопасности, разработки руководств, проведения семинаров, конференций, разъяснительной работы;

- консультирования граждан по вопросам соблюдения обязательных требований комплексной безопасности;

- подготовки и распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов в области комплексной безопасности, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

 

Вопрос 7: Мы собираемся открыть школу иностранных языков. Как получить соответствующее заключение МЧС о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и Каков срок действия данного заключения?

Ответ: Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" установлен порядок получения лицензии на осуществление некоторых видов деятельности, включающий, в том числе, получение заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности. При этом, срок действия заключения нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен.

Учитывая, что заключения представляются соискателем лицензии (лицензиатом) в соответствующие лицензирующие органы, сроки давности, принимаемых к рассмотрению заключений определяются решениями указанных лицензирующих органов.

Взимание платы за выдачу заключения органами ФГПН не предусмотрено.

 

Вопрос 8: В каких случаях размер административного штрафа может составлять менее минимального размера?

Ответ: При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением лица должностное лицо может назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела.

 

Вопрос 9: У нашей организации множество объектов по Москве. В течение года их неоднократно проверяют. В каких случаях устанавливается административное наказание в виде предупреждения? И может ли по разным адресам выноситься наказание в виде предупреждения в течении года?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (оплаты административного штрафа или получения нарушителем копии постановления на предупреждение).

При этом факт повторного совершения административного правонарушения не зависит от конкретного места его совершения и выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Таким образом, если у органа государственного пожарного надзора имеется информация о том, что лицо ранее привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение (по ст. 20.4 КоАП РФ), то такой вид административного наказания как предупреждение назначен быть не может.

 

Вопрос 10: С какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области гражданской обороны с учетом постановления Правительства РФ №864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля»?

Ответ: Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

 

Вопрос 11: Может ли гражданин при смене работы не проходить пожарно-технический минимум с отрывом от производства?

Ответ: В соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;

руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;

руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;

работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;

иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.

Таким образом, если при смене работы гражданин не поменял специфику профессиональной деятельности, то проходить повторное обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства не требуется.

 

Вопрос 12: На что нужно обращать внимание при выборе огнетушителей?

Ответ: 1. На корпусе огнетушителя должно быть указано, для тушения какого класса пожара он предназначен;

2. Срок эксплуатации, периодичность обслуживания, порядок использования и меры безопасности;

3. Подтверждение факта сертификации (знаком соответствия, сертификатом и товаросопроводительными документами).

На каждый вид огнетушителя оформляется инструкция по применению и техническому обслуживанию, которая в обязательном порядке содержит следующие требования:

- марка огнетушителя;

- основные параметры огнетушителя;

- ограничения по температуре эксплуатации огнетушителя.

- действия персонала в случае пожара;

- порядок приведения огнетушителя в действие;

- основные тактические приемы с огнетушителями при тушении возможного пожара;

- действия персонала после тушения пожара;

- объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей;

- правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей.

 

Вопрос 13: Направляется ли информация в Федеральную налоговую службу после получения лицензии на вид деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений?

Ответ: В соответствии с подпунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляются лицензирующими органами в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

 

Вопрос 14: Можно ли применять действующие своды правил к объектам защиты, запроектированным по ранее действующим нормам?

Ответ: В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При этом, своды правил к объектам защиты, запроектированным по ранее действующим нормам, не применяется в случае если устанавливаются более высокие требования.

 

Вопрос 15: У меня вопрос по предостережениям. Насколько обязательно исполнение данного документа? И предусмотрено ли какое-то наказание за не устранение указанных в нем нарушений?

Ответ: В соответствии с ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае поступления в органы МЧС обращений и заявлений о возможных нарушениях требований пожарной безопасности, проводится  предварительная проверка сведений, указанных  в обращении.

По итогам, в случае обнаружения признаков нарушения требований пожарной безопасности, (согласно  ч. 1, п. 4; ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, п.п. 8, 115 Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644), объявляется предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Исполнение Предостережения обязательно в первую очередь в целях безопасности самого объекта защиты, хотя нормативными документами, в настоящее время, не предусмотрено какое-либо наказание со стороны контрольно-надзорных органов.  Собственник по итогам устранения должен направить в адрес органа, вынесшего предостережение, сведения об устранении нарушений.

Хочу добавить, что предостережение является одной из форм реагирования на нарушение обязательных требований. И повторное нарушение или злостное уклонение от устранения нарушений могут послужить основанием для согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры и принятия соответствующих мер согласно действующего законодательства (в частности согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях).

 

 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8-499-244-81-05
Приемная начальника Главного управления МЧС России по г. Москве
8-495-637-22-22
Телефон доверия Главного управления МЧС России по г. Москве
8-985-120-57-34
Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции